контакты
Отдел продаж
Российская линия
  • г. Минск, пр-т Независимости, 177, пом. 1а

Новые правила игры. Новеллы законодательства

Указом Президента Республики Беларусь от 14.01.2014 N 26 "О мерах по совершенствованию строительной деятельности" (далее - Указ) внесены значительные изменения в правовое регулирование строительной сферы.

Теперь для осуществления отдельных видов архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, определяемых Правительством Республики Беларусь, субъекты хозяйствования должны проходить аттестацию и получать аттестат соответствия по одному из четырех классов сложности (подп. 1.11 п. 1 Указа).

Установлена обязанность заказчика, застройщика до разработки проектной документации разработать и утвердить предпроектную (предынвестиционную) документацию (подп. 1.1 п. 1 Указа).

Исходя из норм Указа N 26 в предпроектную документацию включаются обоснование инвестиций и задание на проектирование, в которой определяются необходимость, техническая возможность, оценка воздействия на окружающую среду (в случаях, предусмотренных законодательством о государственной экологической экспертизе), экономическая целесообразность инвестирования средств в возведение, реконструкцию и реставрацию объектов строительства, требования к земельному участку (при возведении, реконструкции объектов), варианты объемно-планировочных и технологических решений, сведения об инженерных нагрузках, а также источники и объемы финансирования, расчеты по определению эффективности инвестирования, социальных, экологических и других последствий возведения, реконструкции, реставрации и эксплуатации объектов строительства.

На текущий момент Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь разработан проект Технического кодекса установившейся практики, который будет регламентировать состав предпроектной документации и порядок ее разработки и утверждения заказчиком. До утверждения данного документа организации применяют действующие регламенты. Например технико-экономическое обоснование выбора схем теплоснабжения при строительстве и реконструкции осуществляется на основании ТКП 241-2010 (02230).

В иных случаях (например, капитальный ремонт) предпроектная документация разрабатывается в форме задания на проектирование (ч. 2 подп. 1.1 п. 1 Указа).

Право разработки предпроектной документации предоставлено субъектам хозяйствования (в том числе самим заказчикам, застройщикам), обладающим аттестатом соответствия (подп. 1.6 п. 1 Указа). Если для строительства объекта обязательно проведение подрядных торгов, то торги проводятся и для размещения заказа на разработку предпроектной документации (абз. 2 ч. 1 подп. 1.5 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 N 591 "О проведении процедур закупок при строительстве", Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 N 88 (ред. от 01.04.2014) "Об организации и проведении процедур закупок товаров (работ, услуг) и расчетах между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов").

С 1 апреля 2014 г. запрещается выделение в проектной документации этапов работ с выполнением проектных работ на следующий этап при одновременном выполнении работ по строительству объекта на текущем этапе (параллельное проектирование и строительство объекта), за исключением случаев, установленных Президентом Республики Беларусь (подп. 1.9 п. 1, абз. 9 п. 32 Указа N 26).

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.04.2014 N 297 "Об утверждении Правил заключения и исполнения договоров подряда на выполнение проектных и изыскательских работ и (или) ведение авторского надзора за строительством" утверждены Правила заключения и исполнения договоров подряда на выполнение проектных и изыскательских работ и (или) ведение авторского надзора за строительством (далее - Правила).

Перечень существенных условий договора значительно расширен. Ранее к существенным условиям договора относились предмет договора (наименование и местонахождение объекта), договорная цена или способ ее определения (по результатам конкурса либо по соглашению сторон), сроки начала и завершения изысканий, проектирования объекта, выполнения отдельных этапов проектных и изыскательских работ и передачи их результатов заказчику, наличие исходных данных и необходимых разрешений.

Обращаем внимание, что с 1 апреля к существенным условиям договора относятся также:

  • ответственность сторон,
  • порядок и сроки сдачи и приемки результатов работ,
  • порядок расчетов за разработку предпроектной (предынвестиционной), проектной документации и (или) выполненные изыскательские работы, и (или) осуществление авторского надзора за строительством,
  • порядок изменения и расторжения договора, указание на выполнение проектных и изыскательских работ собственными силами подрядчика или с привлечением субподрядчиков,
  • права и обязанности сторон, в том числе по передаче проектной документации в республиканский фонд проектной документации, республиканский банк данных объектов-аналогов на строительство объектов и участию в получении заключений государственных экспертиз такой документации.

Закреплены перечни документов, прилагаемых к договорам (п. 12, ч. 2 п. 16 Правил). К договору, предметом которого являются разработка проектной документации и (или) выполнение изыскательских работ, прилагаются:

  • задание на проектирование, утвержденное в установленном порядке;
  • исходные данные и разрешительная документация на строительство объекта;
  • календарный план по форме согласно приложению 1;
  • протокол согласования договорной (контрактной) цены по форме согласно приложению 2.

К договору на ведение авторского надзора за строительством прилагаются:

  • план-график выхода специалистов на объект строительства;
  • смета затрат с указанием объемов финансирования на текущий год;
  • перечень ответственных конструкций и основных видов (этапов) работ, подлежащих приемке с участием представителя авторского надзора за строительством;
  • приказ подрядчика о включении специалистов в рабочую группу авторского надзора за строительством;
  • иные документы по соглашению сторон.

В случае подписания договора уполномоченным представителем стороны документы, подтверждающие его полномочия, прилагаются к договору.

Необходимо понимать, что договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Если сторонами при заключении договора не были согласованы надлежащим образом существенные условия (его предмет, отсутствие задания на выполнение работ и т.д.), то это является основанием для признания такого договора незаключенным.

Форма договора. Как и ранее договор должен заключаться в письменной форме путем составления одного документа (п. 8 Положения, ч. 1 п. 13 Правил). Кроме того, каждая страница договора должна быть пронумерована и подписана сторонами либо их уполномоченными представителями (п. 16 Правил).

Установлены права, а также дополнены обязанности сторон договора (гл. 3 Правил). Предусмотрена обязанность заказчика в течение пяти банковских дней после завершения выполнения всех либо отдельных видов (этапов) работ в соответствии с календарным планом уплатить подрядчику их стоимость.

Время проведения государственной экспертизы, а также последующей доработки проектной документации для устранения замечаний не включается в указанный в договоре срок выполнения работ. Срок доработки определяется по соглашению сторон и указывается в дополнительном соглашении к договору (п. 35 Правил). При этом в случае несвоевременного устранения дефектов, выявленных по результатам госэкспертизы, подрядчик несет ответственность в размере 1% от стоимости работ по их устранению за каждый день просрочки начиная со дня окончания согласованного сторонами срока (ч. 2 п. 59 Правил).

Заказчику предоставлено право одностороннего отказа от исполнения договора в случаях, когда:

  • подрядчик в течение 30 дней не приступает к исполнению договора;
  • работа подрядчиком выполняется с нарушением сроков, что ставит под сомнение ее завершение к установленному договором сроку;
  • очевидно, что работа не будет выполнена подрядчиком надлежащим образом и в назначенный срок не будут устранены указанные заказчиком недостатки (п. 54 Правил).

Подрядчику предоставлено право требовать расторжение договора в случае, если заказчиком более 30 дней не осуществлена оплата выполненных и переданных в установленном порядке результата работ, их видов (этапов), предусмотренных в календарном плане.

Помимо отказа, Подрядчику предоставлено право приостановить работы в связи с задержкой оплаты выполненных работ более чем на 14 календарных дней. (п.58 Правил)

Введена законная неустойка за невыполнение или ненадлежащее выполнение сторонами ряда предусмотренных договором обязательств (п. 57 - 59 Правил). Ранее право требовать уплаты неустойки возникало только в случаях, предусмотренных сторонами в договоре. Например, за нарушение сроков оплаты выполненных и принятых в установленном порядке этапов работ заказчик обязан уплатить пеню в размере не менее 0,2% не перечисленной суммы за каждый день просрочки платежа, но не более размера этой суммы, если иное не предусмотрено договором (абз. 3 ч. 1 п. 57 Правил).

Правилами установлены формы документов:

  • календарный план;
  • протокол согласования договорной (контрактной) цены;
  • накладная на передачу результатов работ.
Юрисконсульт
Юрисконсульт ОДО "ЭНЭКА"

Постановление вступило в силу 1 апреля 2014 года. У организаций всех форм собственности есть необходимость привести в соответствие с законодательством (п. 1 ст. 392 ГК) действующие договора.

Новости