контакты
Отдел продаж
Российская линия
  • г. Минск, пр-т Независимости, 177, пом. 1а

С 13 сентября 2016 года вступило в силу постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 24 августа 2016 № 55. Постановление № 55 устанавливает новые размеры коэффициентов на возобновляемые источники энергии, которые будут созданы в пределах квот, выделенных в 2016 году и введенных в эксплуатацию в период с 1 января 2017 г. по 31 декабря 2019 г. То есть, изменение в законодательстве затрагивают будущих инвесторов и не касаются проектов, которые начали свою деятельность в «зеленой» энергетике (либо получили квоты в 2015 г.)

Для установок, созданных в пределах квот выделенных в 2016 году и введенных в эксплуатацию в период с 1 января 2017 г. по 31 декабря 2019 г. коэффициенты выглядят следующим образом:

Изменены коэффициенты на

Наибольшие изменения коснулись таких видов энергии как: ветро-, солнечная энергетика и биогаз.

Изменены коэффициенты на

Из общей тенденции снижения коэффициентов выделяется гидроэнергетика – коэффициенты повысились для всего мощностного диапазона. Это легко объяснить, тем что на сегодняшний день практически отсутствует заинтересованность у частных инвесторов в строительстве малых ГЭС, так же государственный регулятор пытается повысить заинтересованность инвесторов в реализации крупных проектов по строительству ГЭС. Например, Бешенковичская ГЭС (33 МВт), Немновская ГЭС (20 МВт) и Верхнедвинская ГЭС (13 МВт), а также ряда других ГЭС мощностью менее 10 МВт.

Существенное снижение повышающего коэффициента на продажу электроэнергии от объектов солнечной энергетики со стороны государства можно объяснить по той причине, что на данный момент реализовано несколько крупных проектов (например, СЭС в Брагине мощностью 18,48 МВт и СЭС в  Мяделе), плюс в интернете можно найти информацию о нескольких потенциальных крупных проектах. А все выплаты по покупки «солнечной» энергии ложатся на РУП «Белэнерго» и в конечном счете на тариф для потребителей. Если сюда добавить, что это самая дорогая энергия для государства, то выходит что выгодно понизить коэффициент. Во-вторых, солнечная энергетика «дешевеет», однако за счет отсутствия собственного производства фотоэлектрических панелей в Беларуси и добавления транспортных и иных надбавок от поставщиков оборудования, солнечная энергетика в Беларуси по прежнему остается дорогостоящей. Поэтому такое резкое уменьшение коэффициентов для данного вида энергии влечет нецелесообразность реализации подобных проектов для инвесторов

Снижение же коэффициентов на ветроэнергетику и биогаз не является критическим, однако влечет за собой значительное увеличение срока окупаемости.

Если же говорить в целом, принятие Постановления Минэкономики № 55 является очередным этапом по снижению государственных затрат на покупку электроэнергии от возобновляемых источников энергии и средством по уменьшению заинтересованности реализации подобных проектов у инвесторов.

Хочется отметить и такой аспект как, данный законопроект был принят 13 сентября, после того как закончился прием заявок на строительство объектов ВИЭ в 2016 г. Следовательно инвесторы, которые подали заявки, имели бизнес планы по реализации проектов, а  принятое постановление коснулось и их.

Но инвесторам не стоит забывать, что это максимальные коэффициенты на продажу электрической энергии. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь № 209 от 18 мая 2015 г размеры коэффициентов могут быть уменьшены по инициативе инвестора для дополнительных баллов при выборе инвестора.

Компания «ЭНЭКА» занимается бизнес-проектированием. Проектирование трансформаторных подстанций в Минске.

Новости