Найти
Начинающий эколог: с чего начать и что важно

Начинающий эколог: с чего начать и что важно

Начинающим экологом может быть как молодой специалист, только закончивший ВУЗ, так и инженер по промышленной безопасности / охране труда либо иное ответственное лицо, на которое возложили обязанности эколога.

В том или ином случае, начинающий эколог – это специалист, который, возможно, уже знаком с требованиями нормативной документации и владеет теоретическими знаниями, но опыта в сфере охраны окружающей среды не имеет. Возникает вопрос: с чего же начать свою работу?

В первую очередь необходимо определить воздействие предприятия на окружающую среду и то, какими законодательными актами регулируется его деятельность. Для этого нужно изучить предприятие и имеющуюся экологическую документацию.

Знакомство с деятельностью предприятия

Чтобы ознакомиться с деятельностью организации, необходимо изучить технологический регламент предприятия: подробное описание технологических процессов, характеристик производства, методов и способов изготовления продукции и ее контроля. Также следует заручиться помощью компетентного сотрудника, например, главного инженера или начальника экологического отдела и совершить обход производственных участков с прилегающими к ним территориям. При этом не лишним будет вооружиться картой-схемой территории предприятия (она будет нужна не только для ориентирования, но и для важных пометок).

При обходе предприятия обратите внимание на:

– особенности техпроцессов

– места расположения источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух

– места скопления отходов, их хранение и тд.

– наличие газоочистных установок (ГОУ)

– наличие зеленых насаждений на территории предприятия, как осуществляется уход за растительным миром

– как происходит сброс сточных вод

– познакомьтесь с начальниками цехов, ответственными на местах

Более детально изучить особенности каждого структурного подразделения, узнать нюансы и проблемы можно обратившись к начальнику данного подразделения.

Важно! Экологу обязательно нужно понимать основы технологического процесса и знать, какое оборудование используется, насколько оно эффективно, какие материалы, сырье и насколько целесообразно их применение.

Анализ текущей экологической документации предприятия. Отчетность и документооборот

После сбора необходимой информации и изучения деятельности предприятия, а также опираясь на законодательство, определите перечень документации, которая должна быть разработана для вашей организации.

Для корректной и компетентной работы создайте для себя нормативную базу, на которую вы сможете опираться. Систематически обновляйте ее и прослеживайте изменения в законодательстве.

Рассмотрим расширенный перечень документации в области охраны окружающей среды.

В первую очередь это Экологический паспорт предприятия и Инструкция по осуществлению производственных наблюдений:

  • Экологический паспорт предприятия должен быть разработан в соответствии с Постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 07 июня 2013 г. №25 (с изменениями и дополнениями) (далее – Постановление)
  • Инструкция по осуществлению производственных наблюдений в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов должна быть разработана в соответствии с Постановлением от 11 октября 2013 г. №52 (с изменениями и дополнениями)

Также выделим несколько основных направлений в области охраны окружающей среды на предприятии:

– воздух
– отходы
– вода
– растительный мир

Охрана атмосферного воздуха

  1. Акт инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух

– ознакомьтесь с Актом инвентаризации

– изучите Постановление 23 июня 2009 г. №42 (с изменениями и дополнениями)

– оцените актуальность текущего Акта инвентаризации согласно его срокам действия и Постановлению №42

  1. Проект нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух

Проект нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух разрабатывается в случае, если согласно Акту инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух суммарные валовые выбросы загрязняющих веществ составляют более 3 тонн в год или валовые выбросы загрязняющих веществ 1-го класса опасности составляют более 10 килограммов в год

– ознакомьтесь с проектом ПДВ

– изучите Постановление 23 июня 2009 г. №43 (с изменениями и дополнениями)

– оцените актуальность проекта ПДВ и его соответствие Акту инвентаризации

  1. Получено ли Разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух и не истек ли его срок

Получение Разрешения требуется в случае, если согласно Акту инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух суммарные валовые выбросы от всех источников составляют более 3 тонн в год или валовые выбросы загрязняющих веществ 1-го класса опасности составляют более 10 кг в год согласно п.4 Постановления от 21 мая 2009 г. №664 (с изменениями и дополнениями)

  1. Имеются ли газоочистные установки (ГОУ) на предприятии и разработаны ли на них паспорта, имеются ли паспорта на вентсистемы
  2. Ведется ли первичный документооборот ПОД-1, ПОД-2, ПОД-3 и соответствуют ли журналы рекомендуемым формам, представленным в ТКП 17.02-12-2014 (02120)
  3. Подается ли ежегодный статистический Отчет о выбросах загрязняющих веществ и диоксида углерода в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов (1-воздух) в соответствии с Постановлением от 10 декабря 2019 г. №122

Отчет подается в случае, если количество загрязняющих веществ, разрешенных к выбросу в атмосферный воздух в отчетном году (кроме загрязняющих веществ 1 класса опасности), составляет 25 тонн и более в год и (или) загрязняющих веществ 1 класса опасности составляет 1 кг и более в год

Обращение с отходами

  1. Акт инвентаризации отходов производства

– ознакомьтесь с Актом инвентаризации

– изучите Постановление 29 февраля 2008 г. №17 (с изменениями и дополнениями)

– оцените актуальность текущего Акта инвентаризации согласно его срокам действия и Постановлению №17

  1. Инструкция по обращению с отходами производства

– ознакомьтесь с Инструкцией по обращению с отходами

– изучите Постановление 22 октября 2010 г. №45 (с изменениями и дополнениями)

– оцените актуальность текущей Инструкции по обращению с отходами согласно ее срокам действия и Постановлению №45

  1. Разработаны ли Нормативы образования отходов производства в соответствии с Постановлением от 28.11.2019 №818

    Нормативы не разрабатываются в случаях, если:

1) отходами производства являются утратившие свои потребительские свойства бытовая техника, оргтехника, мебель

2) отходы производства образуются при уничтожении:

– товаров, помещенных под таможенную процедуру уничтожения

– имущества, изъятого, арестованного или обращенного в доход государства

– орудий рыболовства и продукции рыболовства в случаях, предусмотренных Правилами ведения рыболовного хозяйства

  1. Получено ли Разрешение на хранение и захоронение отходов производства и не истек ли его срок

    Получать разрешение не требуется (п.3 Положения о разрешении № 818):

1) для захоронения отходов производства, которые одновременно:

– образовались в результате деятельности заявителя

– относятся к коммунальным отходам

– вывозятся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими сбор и вывоз таких отходов

2) захоронения отходов производства, образующихся при уничтожении:

– товаров, помещенных под таможенную процедуру уничтожения

– имущества, изъятого, арестованного или обращенного в доход государства

– орудий и продукции рыболовства в случаях, предусмотренных Правилами ведения рыболовного хозяйства

  1. Ведется ли первичный документооборот ПОД-9 и ПОД-10 и соответствуют ли журналы рекомендуемым формам, представленным в ТКП 17.02-12-2014 (02120)
  2. Подается ли ежегодный статистический Отчет об обращении с отходами производства (1-отходы) в соответствии с Постановлением от 10 октября 2018 г. №103 (с изменениями и дополнениями)

Отчет представляют юридические лица, обособленные подразделения юридических лиц, имеющие отдельный баланс, осуществляющие деятельность, связанную с обращением с отходами производства (кроме юридических лиц, обособленных подразделений юридических лиц, имеющих отдельный баланс, у которых образуются только отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности населения, отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства, отходы упаковочных бумаги, картона, гофрокартона незагрязненные, люминесцентные трубки отработанные, компактные люминесцентные лампы (энергосберегающие) отработанные, ртутные лампы отработанные, при общем объеме таких отходов 50 и менее тонн в год)

Водопользование

  1. Технологические нормативы водопотребления и водоотведения

– изучите Постановление от 4 мая 2015 г. №21 (с изменениями и дополнениями)

– оцените актуальность текущих Технологических нормативов водопотребления и водоотведения согласно срокам действия и Постановлению №21, а также статье 24 Водного кодекса Республики Беларусь (далее – ВК РБ)

  1. Разработаны ли Нормативы допустимых сбросов согласно Постановлению от 26 мая 2017 № 16 (с изменениями и дополнениями) и статье 23 ВК РБ

    Нормативы (временные нормативы) сброса устанавливаются для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих в соответствии с утвержденной в установленном порядке проектной документацией сброс сточных вод в поверхностные водные объекты, в том числе через водоотводящие каналы, каналы мелиоративных систем

  1. Имеется ли Разрешение на специальное водопользование и не истек ли его срок согласно Постановлению от 02.03.2015 № 152 (с изменениями и дополнениями) и статье 30 ВК РБ

    Разрешение на специальное водопользование не разрабатывается в случае:

– изъятия поверхностных вод в объеме 5 и менее куб. метров в сутки с применением водозаборных сооружений

– добычи подземных вод в объеме 5 и менее куб. метров в сутки с применением водозаборных сооружений, в том числе самоизливающихся буровых скважин

– сброса сточных вод в окружающую среду гражданами (за исключением индивидуальных предпринимателей)

– водопользования, связанного с изъятием поверхностных вод передвижными устройствами для поливомоечных работ на объектах, расположенных на землях общего пользования населенных пунктов, для орошения сельскохозяйственных земель

– водопользования, связанного с регулированием водных потоков с применением гидроузлов, плотин и других водоподпорных сооружений

– водопользования, связанного с добычей (изъятием) вод для ликвидации чрезвычайных ситуаций и (или) их последствий

– водопользования, связанного с устранением подтопления, заболачивания земель

– водопользования, связанного с добычей подземных вод одновременно с добычей других полезных ископаемых

– водопользования, связанного с проведением мероприятий по защите водоносных горизонтов

  1. Ведется ли первичный документооборот ПОД-6, ПОД-7, ПОД-8 и соответствуют ли журналы рекомендуемым формам, представленным в ТКП 17.02-12-2014 (02120)
  2. Подается ли Отчет об использовании воды (1-вода) в соответствии с Постановлением от 11 ноября 2016 г. №169 (с изменениями и дополнениями)

    Отчет представляют водопользователи, к которым относятся юридические лица:

– осуществляющие специальное водопользование на основании разрешений на специальное водопользование или комплексных природоохранных разрешений;

– эксплуатирующие системы оборотного водоснабжения с расходом воды в них более 5 кубических метров в сутки без осуществления специального водопользования

Растительный мир

  1. Ведется ли учет объектов растительного мира в соответствии с Постановлением от 15 декабря 2016 г. №40 (с изменениями и дополнениями)

После ознакомления с работой предприятия и имеющейся экологической документацией в дальнейших действиях эколога можно выделить следующие пункты:

  • Разработка недостающей экологической документации, актуализация и (или) проведение корректировок текущей. Работа со сторонними организациями
  • Назначение ответственных и проведение инструктажей
  • Организация первичного документооборота. Наведение порядка в отчетности и регулярное предоставление исходных данных ответственными
  • Своевременный и регулярный экологический контроль: выявление недостатков и их исправление
  • Обращение внимания руководства на проблемы и внедрение своих идей и предложений
  • Устранение нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и принятие соответствующих мер
  • Разработка и внедрение мероприятий по снижению воздействия предприятия на окружающую среду

Специалисты компании ЭНЭКА имеют большой опыт в разработке экологической документации для предприятий разных сфер деятельности и помогут Вам провести экологический контроль на предприятии, подготовить весь пакет необходимой документации в соответствии с требованиями действующего законодательства для качественной работы отдела экологии Вашего предприятия.

Читать больше