контакты
Отдел продаж
Российская линия
  • г. Минск, пр-т Независимости, 177, пом. 1а

Сегодня, если мы посмотрим на множество современных и необычных жилых комплексов, то сможем заметить ряд «инновационных» подходов в организации жилья. И как авторам порой простыми решениями удается создать нечто особое и оригинальное? Или, может, это новый виток в эволюции, который нам еще предстоит понять, – давайте разбираться.

В прошлом города и его жилые кварталы начинались от ратуши с центральной площадью, где кипела торговля. Так формировались кварталы и исторические «кольца» большинства городов Европы. В 20-м веке с его массовой урбанизацией появились новые формы расселения – микрорайоны и города-спутники. В данном направлении было построено огромное количество жилья по всему миру с самыми разными экспериментальными решениями. В какой-то момент такая форма подхода, казалось бы, всех удовлетворяла. И до полного идеала не хватало только отточить какие-то детали в архитектуре. Мне тоже когда-то так казалось, но глубже заглянуть, понять и осознать не получалось. А на деле все оказалось не так хорошо!

Время от времени следя за новыми решениями в области архитектуры, я заметил, как появляется широкий интерес к современным веяниям не только в среде специалистов, но и у всего общества в целом. Причем обыватели проявляли интерес с офсобым пристрастием. Не до конца понимал почему и откуда столько шума у этой архитектуры.

Мне дали подсказку, как понять и разобраться в этом: ощутить не только глазами, но и иными органами чувств, побыть там некоторое время: пройтись вдоль и поперек, ощутить себя в роли пользователя – жильца.

Да, оно того стоило, и полное впечатление проявилось впоследствии. Несмотря на хорошую архитектуру, главным бы обозначил не ее, а ощущение того, что просто находиться и присутствовать в этом месте было хорошо, некая особая атмосфера – «эффект среды». Осознавая это, стало крайне любопытно разобраться и понять из чего состоит это ощущение комфорта.

Жилой комплекс Funenpark в Амстердаме

жилье завтрашнего дня

Попробую это описать на примере жилого комплекса Funenpark в Амстердаме. И вот ряд пунктов, на которые стоит обратить внимание:

  1. Отсутствие автомобилей. Пространство организовано таким образом, что автомобили совсем не попадают в поле зрения, так что даже забываешь об их существовании. Также нет автомобильных звуков и запахов.
  2. Нигде нет лестниц (все входы на уровне земли). Хочется спросить: “и правда, а зачем?” - ведь ты же у себя в квартире не стал бы делать лестницу между комнатами.
  3. Совсем иной подход в благоустройстве: взрослые полноценные деревья, нет отмостки, бортовых камней и асфальта.
  4. Хорошая архитектура и сомасштабная человеку застройка, в которой количество этажей здания подсчитывается с одного взгляда.

И самое главное:

Глядя на жильцов и квартиры на первых этажах, где окна начинаются почти сразу от газона, понимаешь, что люди здесь живут не в квартирах за железными дверями. Они как бы живут-обитают прямо здесь, в том числе, и во дворе, а ты у уже них в гостях. Воспитание из детства напоминает, что в гостях нужно вести себя хорошо и бережно относиться к этой среде. Вероятно, этим же принципом руководствуются и соседи по отношению друг к другу.

Теперь не обязательно сидеть по своим комнатушкам в бетонных коробках – домашний досуг теперь совсем иной!

Здесь вы можете ознакомиться с информацией по проекту квартала Funenpark в Амстердаме (статья Ильи Варламова).

Здесь вы можете посмотреть визуализации этого проекта на сайте авторов проекта - Landlab.

Конечно существует еще и множество других интересных и очень нужных решений. Подобный инновационный жилой комплекс не единственный в Европе.

Ключевые моменты:

"Эффект среды"

Следует признать, что собственно архитектура в этом «эффекте среды» хоть и важна, но не играет доминирующую роль!

Архитектура как бы вписана в общую философию, и это более высокий и широкий уровень подхода к организации жизни человека, когда мы управляем не только логикой пропорций и форм зданий, но смело применяем решения из области организации транспорта, ландшафта, интерьера и дизайна, смело используя самые разные элементы комфортной среды обитания человека.

жилье завтрашнего дня

Смелый подход

Тут очевиден подход на более широком уровне, чем привык мыслить наш обычный архитектор. Авторы проекта очевидно не ограничены какими-то условностями: чтобы было все по ГОСТу, по серии и так далее. И в то же время во всем есть смысл и логика.

Чем-то этот подход напоминает режим «godmode» (режим бога) в компьютерных играх, когда мы можем выйти за рамки привычных правил и разрешить себе мыслить широко. В данном проекте авторы могли себе это позволить.

жилье завтрашнего дня
 

Сочетание

В какой-то момент может показаться, что тут все дорого-богато, оттого и классно. Но тут точнее будет сравнение со вкусным и необычным блюдом, умело приготовленным из простых и доступных продуктов.

Дело не в цене, а в правильно расставленных приоритетах и грамотно применённых современных приемах.

жилье завтрашнего дня
 

Переосмысление транспорта

Привычка пользоваться личным транспортом уже стала настолько вредной, что даже уже есть целые концепции торговых центров, где можно все купить прямо из машины. По этой ссылке можно посмотреть на одну из них. Но это, конечно, утопия.

Нужно уметь грамотно разделять две среды: дорожно-автомобильно-парковочную и пешеходно-прогулочную, и чем меньше они пересекаются и накладываются, тем лучше. Это как в хорошем торговом центре для автомобилей – проезды и парковка на паркинге, а для людей торговые коридоры-улицы. В этом направлении очень много приемов. Например, жильцы пользуются общественным транспортом, а когда им нужен автомобиль, они используют общие автомобили жилого комплекса.

жилье завтрашнего дня
 

Новые стандарты

По нашим нормам и правилам этом комплекс с треском бы провалил экспертизу. В метрах 10-ти от дома расположена действующая железная дорога – там 5 колей и шумозащитные решения. Внутри я видел сквозь «арку» проезжающий поезд, но я его не услышал…

В будущем нужно пересматривать многие пункты строительных норм и правил. С учетом современных материалов и решений. Сейчас отдельные требования выглядят как анахронизм, притом, что ряд современных запросов человеческого быта просто не решены и проигнорированы. Все требования строительных норм должны быть обусловлены современной логикой: содержать соответствующие пояснения, иллюстрации, с ответами на вопросы «зачем?» и «почему?» при соответствующей необходимости. И именно логичными решениями выполнять требования, применяя широкий арсенал возможных решений и материалов. А не следовать слепо буква в букву в сборнике догм.

 
жилье завтрашнего дня
 

Меньше этажей

Городские власти обязаны способствовать улучшению качества жизни и снижению плотности застройки. Цена земли под застройку не должна быть предметом спекуляции на тему того, кто больше заплатит, когда застройщика вынуждают засунуть многоэтажную махину на узкий кусочек земли. Не должно быть вредительских запретов по выводу земель из состава сельскохозяйственных угодий, когда многоэтажки стоят по краю рапсового поля.

Наоборот, нужно создавать условия и стимулировать к повышению качества жилой среды – снижению этажности и плотности застройки.

 
жилье завтрашнего дня
 

Другие примеры

Также можно отметить, что хорошие примеры и решения из того же ряда уже появляются и в наших постсоветских странах.

жилье завтрашнего дня

жилье завтрашнего дня

жилье завтрашнего дня

В то же время, нельзя не заметить, что в советской микрорайонной архитектуре встречаются по нынешним меркам и современные решения.

Например, район Лаздинай в Вильнюсе. Да, не всё из этого инновации, и принцип «новое как забытое старое» здесь тоже актуален. Просто этот опыт где-то был плох в финишном исполнении, где-то не был толком понят и не был закреплен среди коллег-специалистов. Считаю, что опытом нужно делиться, а не делать из него личную интеллектуальную собственность.

жилье завтрашнего дня

жилье завтрашнего дня

Жилье завтрашнего дня – это, в первую очередь, переосмысление подходов к его созданию и внедрение смелых решений.

Основополагающую роль в этом играет концепция, формирующая среду обитания. На этой стадии необходимо учесть все нюансы комфортного и современного быта человека.

Такой образ становится основой для дальнейшего формирования архитектурного эскиза и проекта в целом. Проектирование не должно быть шаблонным, а, наоборот, следует усиливать идеи концепции инновационными предложениями.

В процесс создания концепции должны вовлекаться все неравнодушные и креативные специалисты: порой одно изящное инженерное решение может в корне улучшить всю идею.

И конечно, более эффективной формой будет работа при должном сотрудничестве с общественностью и властями.

Компания «ЭНЭКА» осуществляет технико-экономическое обоснование приобретения оборудования. Стоимость эскизного проекта дома в Минске.

Новости