Зачем нужна архитектурная концепция и как её придумывать?
В сфере архитектуры концепция служит основой, которая направляет процесс проектирования. Это больше, чем просто художественное видение. Это стратегическая структура, которая информирует каждое решение от первоначальных эскизов до окончательной конструкции. Хорошо разработанная архитектурная концепция имеет решающее значение, поскольку она выравнивает проект с предполагаемой целью, эстетическими ценностями и функциональными требованиями, обеспечивая целостность на протяжении всей своей разработки. Также концепция должна творчески решать проблемы, поставленные перед проектом.
Таким образом концепция определяет КАК проект решает проблемы, ЗАЧЕМ он нужен людям и ПОЧЕМУ Заказчик должен инвестировать в этот объект.
Важно создать концепцию грамотно и осознанно. Как это можно сделать? Для этого существует несколько методов формирования концепций:
Аналитический. Понимание контекста - как физического, так и культурного имеет решающее значение для разработки концепции. Этот подход включает в себя изучение географии, климата, исторического значения и местной культуры, чтобы информировать концепцию, которая уважает и улучшает его окружающую среду. Чем больше факторов оцениваются, тем более глубокой и обоснованной получится концепция. Основные факторы:
- Климат
- Исторический контекст
- Градостроительная ситуация
- Социокультурный контекст
- Экономический фактор
Ассоциативный. В этом методе мы анализируем не только факты, но и мысли. Этот подход включает в себя мозговой штурм и эксперименты с различными идеями и темами. Архитекторы исследуют различные направления дизайна с помощью эскизов, моделей и симуляций, чтобы определить основные ассоциации с проектом. Важно, чтобы ассоциации, на которые будут опираться архитекторы при создании концепций, не были поверхностными и очевидными. Для того, чтобы определить их сложность существуют 3 уровня ассоциаций.
Комплексный. Этот метод объединяет в себе аналитический и ассоциативный методы. Именно этим методом и пользуется наша команда. Мы разработали свою стратегию по придумыванию концепций: 1 шаг - анализ ТЗ, 2 шаг – подбор ассоциаций разного уровня, 3 шаг – добавление в проект изюминки.
Разберем, как мы применяем данную стратегию в наших проектах.
Первый пример – это реальный объект около Санкт-Петербурга.. Необходимо было придумать концепцию благоустройства центральной площади перед главным зданием аэровокзала. При этом объект уже находится в процессе стройки.
Первым шагом был анализ технического задания от заказчика, в ходе которого выявили потребность в уникальной концепции. Объект имеет большой участок территории с выраженной концепцией благоустройства, которую важно было подчеркнуть.
Второй шаг: создание сильной концепции. Для начала важно было ответить на вопросы: О чем мы думаем, когда говорим про аэропорт? Какие образы возникают? Если бы мы были посетителями «Левашово», что бы нам хотелось делать на данной территории? В ходе этих рассуждений мы поняли, что цель концепции – вызвать ощущение знакомых мест у пассажиров аэропорта, которые улетают и возвращаются, как перелетные птицы. Главная ассоциация найдена: “Пассажиры – это перелетные птицы”.
Третий шаг – детальная разработка концепции. Мы узнали, какие перелетные птицы водятся в России и выделили 4 характерные им природные зоны. Затем условно разделили участок проектирования на 4 природные зоны и разработали благоустройство, соответствующее каждой зоне.
- Зона рощи предназначена для отдыха и времяпрепровождения во время ожидания полета. В этой зоне размещены малые архитектурные формы в виде птиц, а также интерактивные элементы благоустройства.
- Зона болот погружает посетителей в состояние покоя через зеркальные элементы, имитирующие водную гладь.
- Зона степи предназначена для работников аэровокзала, где они могут затеряться в зеркальном лабиринте, устроить перекур и пообщаться с коллегами
- Зона скал встречает пассажиров родными березами.
Запах сосен, красота северной природы и впечатляющий архитектурный облик – аэропорт становится не просто необходимой точкой посещения, но местом, в которое хочется вернуться.
Второй пример – это конкурсный проект в заполярном городе Нарьян-мар. Необходимо было придумать концепцию развития центральной улицы города. Первым шагом был анализ технического задания, в ходе которого мы выявили несколько усложняющих факторов. Во-первых, низкие температуры, большое количество осадков и короткие солнечные дни не позволяют сделать типичные открытые пространства. Во-вторых, жители города очень трепетно относятся к идентичности города, поэтому нельзя было просто снести неугодные здания и построить новые. Также мы проанализировали участок в контексте города и выявили главную проблему – острая нехватка мест досуга исключала улицу из жизни города. Мы пришли к выводу, что в проекте необходимо предусмотреть универсальность решений для разных сезонов, деревянное традиционное зодчество и создание новых центров досуга.
Второй шаг – погружение в историю и атмосферу города, чтобы найти сильные ассоциации с этим местом. Мы узнали, что в городе есть традиция давать кличку каждому дому, словно они живые. И это навело нас на главную идею концепции. Суровые климатические условия, сильные традиции и даже собственные здания-персонажи – все это настоящие атрибуты сказки. И если город - сказка, то улица в ней – рассказчик.
Третий шаг - разработка детальной концепции. Наша команда проанализировала инфраструктуру каждого квартала вдоль пешеходной улицы. Исходя из функций квартала мы стали генерировать им сказочные названия, которые будут характерны именно для того или иного квартала. В результате мы получили 12 названий кварталов. Каждый квартал мы дополнили знаковыми инфраструктурными объектами, которые соответствуют основной функции квартала или дополняют ее.
Если главный инструмент рассказа – это слово, то в нашем случае это пространство, архитектура и малые архитектурные формы. Как выразить идею: «Улица – рассказчик сказок»?
Нам в голову пришла мысль: на стартовой площади в квартале «Жили-были» разместить инсталляцию в виде сказочного клубочка, который будет указывать путь и вести «нить» повествования. Нитью в нашем проекте служит пространственная структура, которая, петляя перетекает из квартала в квартал, пересекает ключевые пространства, символизирует начало и конец сюжета, выполняет практическую функцию: в зависимости от высоты размещения используется в качестве скамейки, стола, арки или качелей.
Финальной точкой маршрута и повествования является здание иммерсивного театра со смотровой башней в квартале «Добрым молодцам урок», которая замыкает пешеходную улицу и символизирует мораль сказочной истории. Поднявшись на смотровую площадку, можно окинуть взглядом весь пройденный путь, а также полюбоваться отличными перспективными видами на морской порт и разливы реки Печора.