ДЕТАЛЬНО ПРОРАБОТАННЫЙ ПОС-КЛЮЧ К УСПЕШНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА
Строительство - это сложный и изменяющийся во времени процесс, требующий тщательного и многофакторного планирования. Раздел проектной документации “Организация строительства” либо Проект организации строительства (далее ПОС) - это документ, который описывает всю стадию “Строительство”, но разрабатывается до ее начала, т.е. ПОС - это продуманная стратегия строительства силами генерального проектировщика, заказчика и иногда генерального подрядчика (если имеется решение о назначении его на строительство объекта).
Рассмотрим некоторые положения, которые должны быть предусмотрены ПОС на основании п. К.6 СН 1.02.02-2023 “Состав и содержание проектной документации” и каким образом это находит отражение в сметной стоимости
➔ УСЛОВИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА. ПОС содержит характеристику условий строительства, реконструкции либо капитального ремонта. Эта информация необходима для обоснования применения в сметной документации повышающих коэффициентов к нормам затрат труда рабочих, нормам эксплуатации машин, учитывающих влияние усложненных и стесненных условий производства работ. Размеры коэффициентов находятся в диапазоне от 1,1 (например, при ведении работ вблизи зданий жилищно-гражданского назначения и при интенсивном движении транспорта, пешеходов в непосредственной близости от места работ) до 3,0 (например, при использовании труда рабочих в течение рабочей смены только для выполнения работ, связанных с “окном”). Кроме того учитывается наличие временных подъездных путей, при их отсутствии по обоснованию ПОС разрабатывается отдельный проект на устройство временной подъездной дороги за пределами строительной площадки (в том числе землевозных дорог), затраты по которой включаются в сводный сметный расчет. Также затраты на устройство баннера, защитных фасадных сеток и светодиодной подсветки при строительстве объектов на основных улицах и магистральных проездах учитываются при соответствующем обосновании в ПОС.
➔ МЕТОДЫ ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ. В ПОС приводятся методы производства работ (например, разборка конструкций механизированно либо вручную), выполняется подбор грузоподъемной техники по необходимому вылету, высоте подъема стрелы и грузоподъемности крана с учетом условий производства работ, уточняются средства подмащивания (инвентарные леса, автогидроподъемники либо ножничные подъемники и время их эксплуатации). Сметными нормами не учтены и учитываются обоснованием в ПОС затраты на устройство рельсовых крановых путей (и основания под них) при применении башенных кранов для возведения зданий высотой более 3 этажей, либо основание для обеспечения устойчивости сваебойного оборудования при работе на откосе на слабых грунтах. Кроме того в ПОС обосновывается применение вертикального транспорта: при высоте здания от 15 м рекомендуется применение грузовых мачтовых подъемников, при высоте здания свыше 25 м - грузопассажирских подъемников (лифтов) согласно п.3.2. НРР 8.01.104-2022 “Методические указания по применению нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении”.
➔ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ И КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН. ПОС содержит обоснование продолжительности строительства и календарный план производства работ с распределением капитальных вложений, строительно-монтажных работ и затрат на оборудование во времени. Данное распределение является основой для расчета средств, учитываемых в сводном сметном расчете и связанных с применением прогнозных индексов.
➔ МЕРОПРИЯТИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ И ОХРАНЕ ТРУДА. Безопасность - один из ключевых приоритетов на любой строительной площадке. ПОС играет важную роль в обеспечении безопасности, определяя меры предосторожности, процедуры и правила, которые должны соблюдаться всеми участниками проекта (это включает в себя планирование размещения техники и оборудования, организацию рабочих зон, определение маршрутов движения транспорта и пешеходов). При реконструкции, модернизации, ремонте действующих промышленных предприятий, зданий жилищно-гражданского назначения разрабатываются мероприятия по совместной деятельности предприятия, организации (администрации здания) и строительной организации, мероприятия по обеспечению безопасности работников предприятия, персонала, посетителей, жильцов зданий (сооружений) жилищно-гражданского назначения. Например, для обеспечения безопасного выполнения работ при реконструкции действующего предприятия и при необходимости отделения действующих помещений от вновь возводимых (либо реконструируемых) устраиваются временные ограждающие конструкции для разделения помещений (по отдельному проекту по обоснованию в ПОС). Для сокращения опасной зоны работы крана и для предотвращения ее распространения над зоной перемещения пешеходов по отдельному проекту разрабатывается конструктивное решение защитных экранов.
➔ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ СООРУЖЕНИЯ. Каждая площадка , выделяемая под строительство индивидуальна и часто характеризуется неблагоприятными либо усложненными условиями выполнения работ, которые требуют реализации специальных решений. Так, в ПОС при выполнении земляных работ и устройстве фундаментов в стесненных условиях выполняется обоснование необходимости ведения работ с вертикальным креплением стенок котлованов и в проект закладывается устройство шпунтового ограждения. Также, при строительстве на территории с неблагоприятными гидрогеологическими условиями и при высоком уровне грунтовых вод выполняется проект на временное водопонижение по рекомендациям ПОС.
➔ РЕШЕНИЯ ПО ВРЕМЕННЫМ СЕТЯМ ЭЛЕКТРО- и ВОДОСНАБЖЕНИЯ. На основании уточненных в ПОС применяемых машин и механизмов выполняется расчет пиковых нагрузок и выполняется обоснование в потребности во временных электроэнергии и водоснабжении на период строительства. В случае отсутствия в границах строительной площадки источников временного электро- и водоснабжения для обеспечения нужд стройплощадки, заказчиком предоставляются ТУ для внешнего подключения временных сетей, на основании чего также выполняется разработка ПСД на строительство временных коммуникаций для обеспечения объекта электроэнергией, водой от источника получения до распределительных устройств на строительной площадке (далее разводка сетей по строительной площадке делается подрядной организацией на основании ППР). Часто совместно со специалистами раздела генплан и ПОС разрабатываются мероприятия по организации движения на период производства работ в соответствии с ПОС и техническими требованиями Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел (чаще всего - это раздел на временную организацию дорожного движения).
В связи с влиянием через уточнение сметных расценок, характеристик применяемой техники, дополнительных затрат на вспомогательные временные сооружения на сметную стоимость детальная проработка ПОС становится ключом к успешной реализации проекта на стадии “Строительство”.
Главная цель специалистов ЭНЭКА при разработке раздела проектной документации “Организация строительства” - обеспечить целенаправленность всех организационных, технических и технологических решений на достижение конечного результата - ввода в действие объекта с необходимым качеством в установленные сроки и в рамках утвержденного бюджета.