Найти

Воздействие железнодорожного транспорта

Значительная часть населения страны проживают на территориях, где уровни загрязнения воздуха, почв и вод превышают установленные нормативы. Одним из основных источников загрязнения является транспорт, в том числе и железнодорожный транспорт. Снизить уровень отрицательного воздействия объектов железнодорожного транспорта на окружающую природную среду можно только при целенаправленном внедрении природоохранных мероприятий. Однако для того, чтобы эти мероприятия предпринять, необходимо определить степень негативного влияния железнодорожного транспорта на окружающую среду, людей, проживающих рядом с железнодорожными путями, рабочих, которые по восемь часов в день работают рядом с этими путями и на станциях.

Интерес к этой проблеме вызван рядом причин:

  • постоянно проезжая на поездах невольно обращаешь внимание на деревни, которые расположены вдоль железнодорожного полотна, как там ведут свое хозяйство, пасут скот, садят огород и др.;
  • у многих близкие и родные люди работают в организации «Белорусская железная дорога» и «Белтрансаватоматика», по восемь часов проводят время вблизи железнодорожного транспорта, как это отражается на их здоровье и как это субсидируется их предприятием.

Загрязнение атмосферного воздуха.

На железнодорожном транспорте источниками выбросов вредных веществ в атмосферу являются объекты производственных предприятий и подвижного состава. Они подразделены на стационарные и передвижные. Из стационарных источников наибольший вред окружающей среде наносят котельные, в зависимости от применяемого топлива при его сгорании выделяются различные количества вредных веществ. При сжигании твёрдого топлива в атмосферу выделяются оксиды серы, углерода, азота, летучая зола, сажа. Мазуты при сгорании в котельных агрегатах выделяют с дымовыми газами оксиды серы, диоксид азота, твердые продукты неполного сгорания ванадия.

Локомотивные двигатели могут в значительной степени способствовать загрязнению воздуха в городских районах, особенно вблизи грузовых станций. Во всем мире примерно 60% пассажирских поездов и 80% товарных поездов имеют дизельные локомотивы, выбрасывающие в атмосферу продукты горения, в том числе оксиды азота и твердые частицы, создающие проблемы со здоровьем, и диоксид углерода, являющийся парниковым газом. Транспортировка и перегрузка сухих гранулированных материалов (например, минерального сырья и зерна) могут становиться причиной выбросов пыли, а хранение и перегрузка топлив или летучих химикатов может вызывать неорганизованные выбросы.

Загрязнение водных объектов.

Вода употребляется во многих технологических процессах железнодорожного хозяйства. В целях экономии этого ценного природного ресурса разработаны нормы потребления и отведения воды. После использования на предприятиях вода загрязняется различными примесями и переходит в разряд производственных сточных вод. Многие вещества, загрязняющие стоки предприятий, токсичны для окружающей природной среды. Качественный и количественный состав стоков, а также их расход зависят от характера технологических процессов предприятия.

Производственные сточные воды локомотивного депо образуются в процессе наружной обмывки подвижного состава, при промывке узлов деталей, аккумуляторов, мытье смотровых канав, стирке спецодежды. Сточные воды в основном содержат взвешенные частицы, нефтепродукты, бактериальные загрязнения, кислоты, щёлочи, поверхностно-активные вещества (ПАВ).

Шум и вибрация

Основными источниками шума на железнодорожном транспорте являются движущие поезда, путевые машины, производственное оборудование.

Интенсивное движение поездов вблизи линий жилой застройки, в черте города, посёлка заметно ухудшает акустический климат населённых пунктов и жилых помещений.

Распространённым источником шума является локомотив. Общий шум дизельного тепловоза на расстоянии 0,5 м от корпуса и аэродинамического шума выхлопа на расстоянии 1м от выхода патрубка достигает 120 дБ.

Шум в определённых условиях может оказывать значительное влияние на здоровье и поведение человека. Шум может вызывать раздражение и агрессию, артериальную гипертензию (повышение артериального давления), тиннитус (шум в ушах), потерю слуха.

Наибольшее раздражение вызывает шум в диапазоне частот 3000-5000 Гц.

Хроническая подверженность шуму на уровне более 90 дБ может привести к потере слуха.

При шуме на уровне более 110 дБ у человека возникает звуковое опьянение, по субъективным ощущениям аналогичное алкогольному или наркотическому.

При шуме на уровне 145 дБ у человека происходит разрыв барабанных перепонок.

Женщины менее устойчивы к сильному шуму, чем мужчины. Кроме того, восприимчивость к шуму зависит также от возраста, темперамента, состояния здоровья, окружающих условий и т. д.

Учитывая важность физического воздействия, необходимо постоянно проводить замеры уровня шума либо теоретический «Расчет уровня шума» для определения уровня шума в жилой зоне.

Для того чтобы провести исследование, необходимо большое количество технической информации, например, о сжигании топлива различными локомотивами и дизелями, какой груз провозят товарные поезда. Найти такую информацию тяжело.

Однако можно рассчитать выбросы парниковых газов (CO2,CH4,N2O) в атмосферу от одного локомотива. Изучался участок дороги – Осиповичи – Жлобин.

Неопределенности в выбросах парниковых газов отопительными устройствами сильно зависят от полноты сгорания угля, которая может изменяться по разным причинам от 0,99 до 0,80. Это повышает общую неопределенность в выбросах СО2 до 15-20 %, а СН4 и N2O еще выше. Правда, доля выбросов этих газов по сравнению с СО2 очень невелика. Согласно проведенным расчетам в год на участке Осиповичи-Жлобин выбрасывается 197535,0 т/год СО2, СН4 - 123,3 т/год; N2O - 90,4 т/год.

Используемые для расчета формулы показывают уровень загрязнения только по некоторым показателям, однако спектр выбросов от подвижных железнодорожных составов достаточно разнообразен.

Комплекс экологических работ (Оформление экологического паспорта проекта, Разработка документации по санитарно-защитным зонам, Расчеты рассеивания загрязняющих веществ, Проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, Разработка нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух) выполнимый компанией ЭНЭКА, позволяет решить многие сложные вопросы для предприятий и здоровья человека.

Поэтому понятно, что люди, которые работают на железной дороге и проживают рядом с ней, получают огромное количество вредных веществ, которые необходимо выводить из организма. Очищение организма дорогой и долгий процесс. Для примера в одной из организаций связанной с работой на железной дороге (строят электрификацию для движения электропоездов Осиповичи – Жлобин) за вредность ежемесячно платят 79 390 бел. руб. Это разумеется мизерная сумма. А людям, которые постоянно проживают возле железнодорожного полотна и ведут там свое хозяйство, как говориться за «ВРЕДНОСТЬ» не платят.

Анастасия Романюк
Анастасия Романюк
студентка 5 курса
МГУ им. А.А. Кулешова

Комплекс экологических работ (Оформление экологического паспорта проекта, Разработка документации по санитарно-защитным зонам, Расчеты рассеивания загрязняющих веществ, Проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, Разработка нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух) выполнимый компанией ЭНЭКА, позволяет решить многие сложные вопросы для предприятий и здоровья человека.

Компания «ЭНЭКА» осуществляет проектирование железобетонных конструкций. Чертежи металлических конструкций в Минске.

Читать больше