Инструкция по обращению с отходами: кто и с чем её ест?
Нужна ли вашему предприятию инструкция по обращению с отходами?
Знает ли директор вашей организации, что штраф за отсутствие инструкции по обращению с отходами может достигать 1000 базовых величин?
Может стоит разобраться в этих вопросах?...
Статья 17 Закона Республики Беларусь № 271-3 «Об обращении с отходами» гласит, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие обращение с отходами, обязаны разрабатывать и утверждать инструкции по обращению с отходами производства, а также обеспечивать их соблюдение. Главная ошибка многих организаций в слишком буквальном понимании полного названия этого документа.
Организациям, например, имеющим в аренде офисное помещение и по сути ничего не производящим, свойственно заблуждение, что такая инструкция им не нужна. Но приходит момент, когда нужно заменить старые лампы дневного света на новые, и начинают закрадываться вопросы: что же делать со старыми? Можно ли их отнести на ближайшую мусорку? И это хорошо, если такие вопросы всё-таки возникли, гораздо хуже если этого не произошло и старые лампы всё-таки оказались на мусорке. Проходящий мимо эколог возмутится и позвонит в соответствующую инстанцию, которая придёт и привлечёт вашу организацию к административной ответственности со штрафом до 1000 базовых величин (согласно ст. 15.63 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях). Конечно, это самый худший вариант, но, тем не менее, подчинённый правилу «незнание законов не освобождает от ответственности».
Таким образом, природоохранная документация по обращению с отходами производства нужна не только промышленным предприятиям, но и организациям, предлагающим услуги, не требующие производственной деятельности, арендующим или имеющим в собственности только офисные помещения.
И это важно знать и понимать, тем более согласно изменениям в Законе Республики Беларусь «Об обращении с отходами», специализированным организациям, осуществляющим сбор и вывоз отходов, относящихся к коммунальным отходам, упрощается оформление инструкции по отходам, а также не требуется получение разрешения на хранение и захоронение отходов. К таким организациям в первую очередь относятся те, деятельность которых классифицируется как социально-бытовая, торговая, административно-управленческая, научно-исследовательская, хозяйственно-экономическая, транспортная, образовательная, спортивная и др.
Но, возвращаясь к лампам дневного света, хотелось бы опять обратить внимание на формулировку выдержек из этого закона, а именно, коммунальные отходы – это не лампы дневного света. Они относятся к исключенным коммунальным отходам (коммунальные отходы, которые по своему виду, количеству и параметрам не могут собираться в контейнеры, предусмотренные для сбора, а также содержащие в своем составе вещества, обладающие каким-либо опасным свойством или их совокупностью, из-за которых их использование совместно с другими отходами является невозможным согласно перечню, утверждаемому местной администрацией). Для данных видов отходов установлены специальные правила. Исключенные коммунальные отходы должны собираться отдельно в специально отведенных местах и вывозиться согласно разработанной схеме.
Форма, порядок заполнения и утверждения инструкции по обращению с отходами производства определены соответствующей Инструкцией, утвержденной постановлением Минприроды РБ от 22.10. 2010 № 45. Данная Инструкция является обязательной для всех организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность, в процессе которой образуются отходы производства.
Куцеволова Альбина Стажер ОДО "ЭНЭКА" |
Подводя итог, хотелось бы ещё раз сделать акцент на том, то не следует забывать о необходимости вести учет отходов, проводить их инвентаризацию, разрабатывать и согласовывать в органах Минприроды инструкцию по обращению с отходами производства, получать разрешение на хранение и захоронение отходов.
Можете заказать консультацию по экологии.