Краткая история развития возобновляемых источников энергии в Республике Беларусь
Это статья про то, как менялся подход в стимулировании строительства источников возобновляемой энергии (ВИЭ), от идеи развивать ВИЭ и до сегодняшних дней.
2006 г. Начало
Беларусь не располагает собственными топливно-энергетическими ресурсами (ТЭР). В 2006 г., 85%. ТЭР импортировалось. Наблюдался постоянный рост цен на топливо (природный газ) и импортируемую электроэнергию. Что и повлияло на решение о развитии ВИЭ в Республике Беларусь.
Начало развития индустрии возобновляемой энергетики в РБ можно связать с Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь №91 от 31 мая 2006 г., в котором были определены повышающие коэффициенты для электроэнергии производимой на источниках ВИЭ.
Однако, основополагающим нормативным правовым актом, который определил развитие возобновляемой энергетики, стал Закон Республики Беларусь от 27 декабря 2010 г. № 204-З «О возобновляемых источниках энергии».
2010 г. Принятие Закона «О возобновляемых источниках энергии»
Закон «О возобновляемых источниках энергии» содействовал развитию ВИЭ со стороны Государства, которое заключалось в предоставлении повышающих коэффициентов к тарифу на электроэнергию при закупке её у ВИЭ. А также, возможность упрощенного подключения к сетям энергосистемы.
В свою очередь, развитие альтернативных источников сокращало объемы потребления импортируемого топлива (природного газа) и повышало энергонезависимость РБ.
Благодаря этому Закону открылся новый рынок для инвесторов и началось строительство частных ВЭУ, биогазовых установок, солнечных электростанций и т.д.
Однако, уже в это время начали выявляться проблемы, связанные с субсидированием ВИЭ и беспрепятственным подключением новых источников к сетям энергосистемы. Трудности технического характера зачастую не позволяли подключать источники ВИЭ в некоторых точках энергосистемы.
В тоже время, пользуясь повышающим коэффициентами на производимую электроэнергию, частные инвесторы стали массово возводить источники ВИЭ. При строительстве часто использовалось бывшее в употреблении оборудование, это касалось, в основном, ветроустановок, которые благодаря высоким тарифам окупались за несколько лет.
2015 г. Указ №209 «Об использовании возобновляемых источников энергии»
Сложившеюся ситуацию нужно было менять. Поэтому был издан Указ №209 от 18 мая 2015 г. «Об использовании возобновляемых источников энергии», который устанавливал квоты на создание источников ВИЭ и на конкурсной основе определял, кто и с каким повышающим коэффициентом будет строить. Постановлением №45 от 07 августа 2015 г. был введен отдельный коэффициент, который должен был решить проблему использования бывшего в употреблении оборудования.
Через год повышающие коэффициенты были скорректированы еще раз Постановлением Минэкономики №55 от 24 августа 2016 г.
2017 г. Проблемы развития ВИЭ.
В 2017 - 2018 г. появляется все больше информации о строительстве АЭС. А также, о проблемах, связанных с интеграцией АЭС в энергосистему и субсидированием ВИЭ. Основными проблемами являлись следующие:
- «С вводом АЭС появится проблема прохода ночных провалов нагрузок. Из-за роста количества ВИЭ в ночное время АЭС может быть недогруженной».
- «Развитие ВИЭ требует значительных затрат ГПО «Белэнерго» для поддержания повышенных коэффициентов».
Проблема ночных провалов нагрузки стоит остро, бесконтрольное строительство ВИЭ может усугубить проблему.
По данным Минэнерго в стране работает 293,2[1] МВт источников ВИЭ (по состоянию на 01.01.2019 г.). Солнечные электростанции работают только днем. Следовательно, во время ночных провалов, максимальная мощность существующих ВИЭ - 138,9 МВт (на практике вырабатываемая мощность гораздо меньше, так-как ВЭУ работают на номинальной мощности только при скорости ветра от 12-15 м/с, а это около 31-го дня в году). Доля ВИЭ составляет около 1,6% от мощности энергосистемы и 5,8% от мощности АЭС.
Следующая проблема связана с тем, что плата за развитие ВИЭ ложится на ГПО «Белэнерго». А стоимость закупаемой у ВИЭ электроэнергии, гораздо выше той, что производится на объектах Белэнерго.
Согласно Закону, тариф, по которому ГПО «Белэнерго» закупает у ВИЭ электроэнергию, меняется каждые 10 лет. На графике №1 (в качестве примера взяты коэффициенты для энергии ветра) представлено изменение средневзвешенного стимулирующего коэффициента за жизненный цикл ВИЭ в период с 2006 по 2019 г. Жизненный цикл источника принят на примере ВЭС Евросоюза - 25 лет.
2019 г. Решение проблемы.
В результате, в настоящее время принят Указ № 357 от 24 сентября 2019 г. «О возобновляемых источниках энергии», который отменил Указа № 209 от 18 мая 2015 г. А Постановлением МАРТ №87 от 31 октября 2019 г. были введены новые коэффициенты для ВИЭ.
Изменение в законодательстве повлияло не только на размер стимулирующих коэффициентов. Дополнительно введены другие меры, которые, при необходимости, позволят контролировать выработку электроэнергии на источниках ВИЭ в часы минимальных нагрузок:
- п.1.2. Указа № 357 от 24 сентября 2019 г. «установки, созданные в пределах квот, распределенных после 1 ноября 2019 г., установленной электрической мощностью 1 МВт и более привлекаются с 1 января 2021 г. к участию в регулировании суточного графика покрытия электрической нагрузки Белорусской энергетической системы».
В настоящее время благодаря политике стимулирования строительства возобновляемых источников энергии, на территории Республики Беларусь работают следующие источники ВИЭ (Таблица №2).
Если в 2006 г., по данным Минстата импорт электроэнергии в РБ составлял 5479 млн кВт ч, то в 2018 г. он сократился до 50 млн. кВт ч. Свою лепту в снижение количество импорта внесли и источники ВИЭ в 2018 г. ими было выработано 422,5 млн. кВт ч экологически чистой энергии.
Смотрите также: