Найти
Новое в правовом регулировании о проведении локального мониторинга окружающей среды. Локальный мониторинг атмосферного воздуха

Новое в правовом регулировании о проведении локального мониторинга окружающей среды. Локальный мониторинг атмосферного воздуха

Вниманию природопользователей, осуществляющих локальный мониторинг окружающей среды!

Принято постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь «Об изменении постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 11 января 2017 г. № 5» (далее – Постановление).

В Постановлении от 10 сентября 2021 г. № 23:

  • актуализирован перечень природопользователей, в связи с произошедшими изменениями ряда юридических лиц, их реорганизацией, передачей производственных объектов иным субъектам хозяйствования и другими изменениями;
  • уточнена периодичность и параметры наблюдений в соответствии с выданными природопользователям разрешениями на выбросы и специальное водопользование;
  • уточнены наименования, количество и местонахождения источников вредного воздействия на окружающую среду (далее – ОС).

Постановление вступило в силу 7 октября 2021 года.

Локальный мониторинг атмосферного воздуха

Что такое локальный мониторинг окружающей среды?

Локальный мониторинг окружающей среды – система наблюдений за состоянием ОС, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды в районе осуществления хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает вредное воздействие на ОС, в том числе экологически опасной деятельности, и воздействием этой деятельности на окружающую среду.

Объектами наблюдения при проведении локального мониторинга являются:

  • выбросы загрязняющих веществ (далее – ЗВ) в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов;
  • сточные воды, сбрасываемые в поверхностные водные объекты, в том числе через систему дождевой канализации;
  • поверхностные воды водных объектов, являющихся приемниками сточных вод, в створах, расположенных выше и ниже по течению мест сброса сточных вод;
  • подземные воды в местах расположения выявленных или потенциальных источников их загрязнения;
  • земли в районе расположения выявленных или потенциальных источников их загрязнения;
  • другие объекты наблюдений, определяемые Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Основные цели организации локального мониторинга на предприятиях:

  • поддержание благоприятного состояния окружающей среды и охрана здоровья населения;
  • наблюдение за состоянием окружающей среды в районах расположения источников вредного воздействия на окружающую среду;
  • наблюдение за воздействием этих источников на окружающую среду;
  • обеспечение государственных органов, юридических лиц и граждан полной, достоверной и своевременной информацией, полученной в результате проведения этих наблюдений;
  • принятие на основе данных управленческих решений, направленных на уменьшение загрязнения окружающей среды и обеспечение благоприятной для человека окружающей среды.

Кто и в каком порядке проводит локальный мониторинг окружающей среды?

Отбор проб и проведение измерений в рамках локального мониторинга осуществляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, аккредитованными в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Количество и местонахождение пунктов наблюдений, технология работ по организации и проведению локального мониторинга, перечень параметров и периодичность наблюдений, перечень природопользователей, осуществляющих проведение локального мониторинга, определяются Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Локальный мониторинг выбросов проводится с периодичностью 1 раз в месяц по основным загрязняющим веществам (оксиды азота в пересчете на азота диоксид) (NOx), оксид углерода (CO), диоксид серы (SO2) и твердые частицы (недифференцированная по составу пыль) суммарно (далее – твердые частицы), летучие органические соединения (далее – ЛОС) и 1 раз в год – по специфическим загрязняющим веществам (тяжелые металлы, полициклические ароматические углеводороды (далее – ПАУ) и др.).

Локальный мониторинг атмосферного воздуха

Для оценки влияния источников выбросов на атмосферный воздух используются нормативы допустимых выбросов (далее – норматив ДВ), установленные в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух и в комплексных природоохранных разрешениях.

Локальный мониторинг окружающей среды осуществляется природопользователями за счет собственных средств.

Порядок проведения локального мониторинга окружающей среды установлен в Инструкции о порядке проведения локального мониторинга окружающей среды, утвержденной Постановлением Минприроды от 01 февраля 2007 № 9 (в редакции Постановления Минприроды от 30 декабря 2020 № 29) (далее – Инструкция).

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие проведение локального мониторинга, проводят его в соответствии с:

  • Положением о порядке проведения в составе Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь локального мониторинга окружающей среды и использования его данных от 28 апреля 2004 г. № 482 (в редакции от 25 ноября 2020 года № 676);
  • Экологическими нормами и правилами ЭкоНиП 17.01.06-001-2017 «Охрана окружающей среды и природопользование. Требования экологической безопасности», утвержденными постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 18 июля 2017 г. № 5-Т (далее - ЭкоНиП 17.01.06-001-2017);
  • Инструкции о порядке проведения локального мониторинга окружающей среды, указанной выше.

Природопользователь обязан:

  • определить должностное лицо и структурные подразделения, ответственные за обеспечение комплекса работ по проведению локального мониторинга, вести соответствующую документацию;
  • обеспечить оборудованные места отбора проб, компьютерную технику с программным обеспечением для документирования результатов наблюдений и систему связи с территориальным органом Минприроды;
  • утвердить план-график проведения наблюдений;
  • проводить наблюдения только аккредитованными лабораториями (ознакомиться со списком лабораторий можно на сайте БГЦА, Реестр аккредитованных лабораторий);
  • обеспечить систему связи для обмена экологической информацией с территориальными органами Минприроды.

Организационная структура ведения локального мониторинга ОС

правовое регулирование о проведении локального мониторинга окружающей среды

Организации локального мониторинга ОС на предприятиях как вида мониторинга в составе Национальной системы мониторинга окружающей среды (НСМОС) началась в 2000 г. (за выбросами ЗВ в атмосферный воздух с 2001 г.). В этот период, в соответствии с приказом Минприроды, был организован локальный мониторинг на 33 наиболее крупных предприятиях, оказывающих вредное воздействие на окружающую среду. По данным 2020 года локальный мониторинг осуществляется 415 природопользователями. За 20 лет количество предприятий, осуществляющих локальный мониторинг ОС, значительно увеличилось (в 12,6 раз) и на протяжении 10 лет остается на одном уровне.

правовое регулирование о проведении локального мониторинга окружающей среды

В 2020 г. локальный мониторинг выбросов ЗВ в атмосферный воздух был проведен на 797 пунктах наблюдения (оборудованных местах отбора проб и проведения измерений) 147 природопользователями.

правовое регулирование о проведении локального мониторинга окружающей среды

Получение данных локального мониторинга, объектом наблюдений которого являются выбросы ЗВ в атмосферный воздух, осуществляется инструментальными, в том числе автоматическими, и инструментально-лабораторными методами.

Перечень параметров наблюдений локального мониторинга, объектом наблюдений которого являются выбросы ЗВ в атмосферный воздух, определяется на основании выданного природопользователю разрешения на выбросы ЗВ в атмосферный воздух или комплексного природоохранного разрешения.

Данные локального мониторинга передаются в информационно-аналитический центр локального мониторинга:

  • в течение 15 календарных дней после проведения наблюдений по формам согласно приложениям 1–4 в электронном виде (формат MS-Excel) и на бумажном носителе;
  • для стационарных источников выбросов, оснащенных АСК (автоматизированная система контроля), с 1 января 2022 г. в непрерывном режиме и ежемесячно в течение 15 календарных дней после осуществления наблюдений по форме согласно приложению 1 в электронном виде (формат MS-Excel) и на бумажном носителе. Фактическими значениями наблюдений посредством АСК являются среднемесячные значения выбросов загрязняющего вещества в атмосферный воздух.

Пример заполнения формы данных локального мониторинга выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (в соответствии с Инструкцией):

правовое регулирование о проведении локального мониторинга окружающей среды

Организованная система локального мониторинга ОС позволяет наблюдать за состоянием окружающей среды в районе расположения источников вредного воздействия на окружающую среду на всей территории Республики Беларусь.

По данным многолетних наблюдений, проводимых в рамках локального мониторинга ОС, предприятия в основном работают в стабильном режиме. При сохранении объемов производства, отсутствии аварийных выбросов ЗВ в атмосферный воздух и сбросов в поверхностные объекты экологическая ситуация в местах расположения источников вредного воздействия будет находится на нынешнем уровне, либо с тенденцией ухудшения в местах со значительным воздействием на окружающую среду.

Локальный мониторинг атмосферного воздуха

На сегодняшний день более 10 предприятий, попадающих в перечень природопользователей Постановления от 10 сентября 2021 г. № 23, отражают данные локального мониторинга выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в программе Е3 Воздух, разработанной специалистами компании ЭНЭКА.

Работа в программе Е3 Воздух позволяет пользователям правильно рассчитывать фактические выбросы ЗВ от источников, подлежащих контролю, автоматически заполнять журналы учета выбросов ЗВ, рассчитывать экологический налог и корректно формировать государственную статистическую отчетность в области охраны окружающей среды по форме 1-воздух.

Компания «ЭНЭКА» осуществляет проектирование в Revit. Разработка технико-экономического обоснования в Минске.

Читать больше